от 13.06.2018 № 384, от23.10.2018г. № 679)
Наименование программы | Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства городского поселения Ростов (далее Программа) |
Срокиреализации ПРОГРАММЫ | 2016 – 2020 годы |
Основание разработки Программы | — Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;- Закон Ярославской области от 6 мая 2008 г. № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства»;- Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2016 – 2018 годы (подпрограмма государственной программы Ярославской области «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» на 2014 – 2020 годы) |
Заказчик Программы | Администрация городского поселения Ростов |
Исполнитель Программы | Управление финансов и экономики администрации городского поселения Ростов |
Источники финансирования | Федеральный бюджет, бюджет Ярославской области, бюджет городского поселения Ростов |
Цель Программы | Оказание содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательствана основе формирования эффективных механизмов государственной поддержки |
Задачи программы | Развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Практические действия по реализации Программы в 2016-2020 годах должны привести к увеличению (к уровню 2014 года):- численности занятых на малых предприятиях — на 5 %;- оборота организаций по малым предприятиям — на 20 %; |
- Общая потребность в финансовых ресурсах
(тыс. рублей)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования | ||||
всего | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
средства городского поселения Ростов | 499 | 50 | 149 | 200 | 50 | 50 |
федеральные средства1 | 1918 | 0 | 0 | 568 | 675 | 675 |
средства областного бюджета2 | 978 | 196 | 0 | 232 | 275 | 275 |
Итого по ОЦП | 3395 | 246 | 149 | 1000 | 1000 | 1000 |
1 Софинансирование из федерального бюджета возможно в случае победы заявки Ярославской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации.
2 Объем софинансирования за счет средств областного бюджета будет уточнен по итогам конкурсного отбора на предоставление субсидии из областного бюджета на реализацию программ развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных образованиях.
II. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации Программы
1. Термины и определения.
Для целей Программы используются следующие термины и определения:
— заявитель – субъект малого (среднего) предпринимательства города Ростов, претендующий на получение субсидии;
— комиссия – комиссия по предоставлению поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
— начинающий субъект малого предпринимательства – хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), соответствующий критериям субъекта малого предпринимательства, определенным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», зарегистрированный на территории городского поселения Ростов и осуществляющий предпринимательскую деятельность на территории городского поселения Ростов менее 12 календарных месяцев с момента государственной регистрации;
— субъект малого (среднего) предпринимательства – хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), соответствующий критериям субъекта малого предпринимательства, определенным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
— уполномоченный орган – управление финансов и экономики администрации городского поселения Ростов.
2. Описание текущей ситуации в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
2.1. Состояние малого бизнеса в Ярославской области.
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике Ярославской области.
По результатам исследований Аналитического центра открытого акционерного общества «МСП Банк», Ярославская область по условиям ведения предпринимательской деятельности в 2013 – 2014 годах находилась в группе регионов со средним качеством условий для малого и среднего бизнеса.
Среди основных факторов, положительно повлиявших на индекс качества развития малого и среднего бизнеса области в 2013 – 2014 годах, отмечены наличие платежеспособного спроса на продукцию и услуги субъектов малого и среднего предпринимательства и невысокий уровень барьеров для входа на рынок, мешающих началу или расширению деятельности, а также активность региональных органов власти в сфере стимулирования развития предпринимательской деятельности.
В 2014 году наблюдалась положительная динамика по следующим показателям деятельности малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий:
— объем оборота малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий увеличился по сравнению с 2013 годом на 1,3 процента;
— заработная плата работников микропредприятий, малых и средних предприятий увеличилась по сравнению с 2013 годом на 18,4 процента, 7,9 процента и 6,0 процента соответственно;
— поступление платежей по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет Ярославской области по сравнению с 2013 годом увеличилось на 1,6 процента.
В то же время в 2014 году отрицательная динамика отмечена по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства и среднесписочной численности работников. Количество малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий в 2014 году сократилось по сравнению с уровнем 2013 года на 6 процентов.
Наибольшее сокращение отмечено по микропредприятиям (на 15,5 процента, или на 3579 единиц.). По данным Ярославльстата, сокращение микропредприятий связано в основном с тем, что из генеральной совокупности обследования, на которую идет распространение всех данных, исключены микропредприятия, не представляющие отчетность в налоговые и иные органы более двух лет подряд.
Среднесписочная численность работников этих предприятий сократилась на 8,8 процента. Наибольшее сокращение отмечено у индивидуальных предпринимателей – на 14,4 процента.
Доля среднесписочной численности малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий в общей среднесписочной численности организаций и предприятий области составила в 2014 году 38,2 процента, что на 2,8 процента ниже уровня 2013 года.
Анализ структуры основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (число занятых, оборот, уровень средней заработной платы) по видам экономической деятельности за 2014 год показывает, что в Ярославской области обрабатывающие производства, находясь на 2 месте по числу занятых (25 процентов от общего количества занятых в малом и среднем предпринимательстве), демонстрируют далеко не ведущие показатели по обороту и занимают 7 место по показателю средней заработной платы, отставая от сферы операций с недвижимым имуществом, транспорта и связи и сельского хозяйства. Необходимо отметить, что по статистическим данным количество таких предприятий с 2012 года снизилось более чем на 15 процентов. Поэтому в качестве основного приоритета необходимо выбрать создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих производствах, что позволит увеличить отдачу от их деятельности.
2.2 Состояние малого бизнеса в городском поселении Ростов.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество малых предприятий (включая микропредприятия) в городе сократилось на 4 единицы. При этом, численность работающих на малых предприятиях сократилась на 12% и составила на 01.01.2015 года 914 человек.
Объем товаров, отгруженных малыми и средними предприятиями за 2014 год снизился на 15,7% относительно предыдущего года.
Отрицательная динамика показателей малого бизнеса на территории города отражает общие тенденции в целом в Российской Федерации и в значительной степени связана с внесением изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», увеличивших с 1 января 2013 года сумму платежей в Пенсионный Фонд РФ и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.
Благодаря реализации на территории города программы поддержки малого и среднего бизнеса в 2013 и 2014 годах наблюдался рост объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
2.3. Проблемы развития малого бизнеса.
На сегодняшний день основными барьерами, которые препятствуют развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, в городе являются:
— дефицит персонала требуемой квалификации на рынке труда. Недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий;
— сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его устойчивого функционирования. Несмотря на увеличение на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенно актуальна эта проблема для инновационного бизнеса, что существенно снижает восприимчивость малого бизнеса к модернизационным процессам;
— низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования в силу отсутствия собственных средств создает сложности в приобретении производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологического оборудования и приборов, субъектами малого и среднего предпринимательства;
— недостаточное развитие интеграционных отношений малых и средних предприятий с крупным бизнесом;
— недостаточный уровень внутреннего спроса на произведенную продукцию малых предприятий, слабое продвижение ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки. Отсутствие средств для осуществления маркетинговых мероприятий, программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров приводит к низкой информированности субъектов малого и среднего бизнеса о состоянии товарных рынков, конкурентной ситуации, потребительских предпочтениях.
Указанные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Поэтому необходим комплексный подход к их решению как на региональном и муниципальном уровнях, так и в рамках межведомственного сотрудничества.
*Описание текущей ситуации подготовлено на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области по состоянию на 01.08.2015.
III. Механизмы реализации Программы.
Программа реализуется путем выполнения мероприятий, оценки промежуточных и итоговых результатов.
Исполнитель Программы:
— обеспечивает реализацию Программы и ее финансирование;
— представляет в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год;
— осуществляет мониторинг результатов реализации мероприятий Программы;
— осуществляет формирование аналитической информации о реализации мероприятий Программы;
— обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
— осуществляет контроль за ходом реализации Программы;
— контролирует выполнение работ по мероприятиям Программы, целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств;
— организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста Программы и информации о результатах ее реализации.
Меры поддержки, предусмотренные Программой, распространяются на субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории городского поселения Ростов.
IV. Перечень мероприятий программы
№п/п | Наименованиезадачи/ мероприятия(в установленном порядке) | Результат выполнения мероприятия | Срокреализации,годы | Плановый объем финансирования (тыс. рублей) | Исполнитель, мероприятий | ||||
наименование (единица измерения) | плано-воезна-чение | всего | федеральный бюджет | областной бюджет | местный бюджет | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) субъектам малого и среднего предпринимательства городского поселения Ростов | количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших субсидию, единиц | 11 | 20162017 | 246149 | 00 | 1960 | 50149 | УФиЭ администрацииг.п. Ростов |
размер собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, направленных на приобретение оборудования, тыс. рублей | 246149 | 20162017 | |||||||
2. | Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на субсидирование части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга, лизинговых платежей по договору (договорам)лизинга, заключенному (заключенным) с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) | количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших субсидию, единиц | 211 | 201820192020 | 100010001000 | 568675675 | 232275275 | 2005050 | УФиЭ администрацииг.п. Ростов |
размер собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга, лизинговых платежей, тыс. рублей | 100010001000 | 201820192020 |
Отчет о реализации муниципальной программы
Комиссия по предоставлению поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:
Постановление о создании комиссии
2011 год
Протокол № 1 (2011 год)
Протокол № 2 (2011 год)
Протокол № 3 (2011 год)
Протокол № 4 (2011 год)
Протокол № 5 (2011 год)
Протокол № 6 (2011 год)
Протокол № 7 (2011 год)
Протокол № 8 (2011 год)
Протокол № 9 (2011 год)
Протокол № 10 (2011 год)
Протокол № 11 (2011 год)
Протокол № 12 (2011 год)
2012 год
Протокол комиссии № 1 (2012 год)
Протокол комиссии № 2 (2012 год)
Протокол комиссии № 3 (2012 год)
Протокол комиссии №4 (2012 год)
Протокол комиссии № 5 (2012 год)
Протокол комиссии № 6 (2012 год)
Протокол комиссии № 7 (2012 год)
Протокол комисии № 8 (2012 год)
Протокол комиссии № 9 (2012 год)
Протокол комиссии № 10 (2012 год)
Протокол комиссии № 11 (2012 год)
2013 год
Протокол комиссии №1 (2013 год)
Протокол комиссии №2 (2013 год)
Протокол комиссии №3 (2013 год)
Протокол комиссии №4 (2013 год)
2014 год
Протокол комиссии № 1 (2014 год)
Протокол комиссии № 2 (2014 год)
Протокол комиссии № 3 (2014 год)
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год