В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского поселения Ростов Ростовского муниципального района Ярославской области и Регламентом Муниципального Совета городского поселения Ростов, Муниципальный Совет городского поселения Ростов
РЕШИЛ:
1. Принять к сведению доклада о правоприменительной практике осуществления муниципального земельного контроля в границах городского поселения Ростов за 2024 год. (Приложение).
2. Решение вступает в силу со дня его принятия.
Глава городского поселения Ростов С.В. Тихомиров
Председатель Муниципального Совета
городского поселения Ростов пятого созыва С.А. Кичкова
Приложение
к решению Муниципального Совета городского поселения Ростов
от 13.03.2025 № 13
Доклад
о правоприменительной практике осуществления муниципального земельного контроля в границах городского поселения Ростов за 2024 год
Опубликовывается в соответствии с требованиями ст. 47. Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020
№ 248-ФЗ.).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, осуществление муниципального земельного контроля относится к вопросам местного значения городских поселений.
В соответствии с «Положением о муниципальном земельном контроле в границах городского поселения Ростов», утвержденного Решением Муниципального Совета городского поселения Ростов четвертого созыва от 09.09.2021 № 43 муниципальный земельный контроль на территории городского поселения Ростов осуществляется отделом муниципального контроля Администрации городского поселения Ростов.
Обобщение правоприменительной практики направлено на достижение следующих целей:
— обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике по вопросам муниципального земельного контроля в границах городского поселения Ростов путем их публикации для сведения контролируемых лиц;
— совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, и контрольных функций;
— повышение результативности и эффективности контрольной деятельности;
— выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов отдела муниципального контроля Администрации городского поселения Ростов (далее Отдел).
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
— обеспечение единообразных подходов к применению Отделом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном земельном контроле;
— выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
— анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
— подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
— подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном земельном контроле.
В качестве источников формирования доклада о правоприменительной практике использованы:
— результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами;
— результаты обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц Отдела в административном или судебном порядке и иные материалы административной и судебной практики;
— результаты применения мер прокурорского реагирования;
— результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан.
Предметом муниципального земельного контроля является:
— соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность;
— исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
Объектами земельных отношений являются:
— деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере землепользования,в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
— результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
— объекты земельных отношений, расположенные в границах городского поселения Ростов.
Муниципальный земельный контроль осуществлялся одним должностным лицом Отдела в рамках должностных полномочий: начальником отдела.
Учет объектов контроля осуществляется посредством создания:
— единого реестра контрольных мероприятий;
— информационной системы (подсистемы государственной информационной системы) досудебного обжалования;
— иных государственных и муниципальных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
В рамках цифровизации в 2024 году, в целях осуществления муниципального земельного контроля используются и заносятся сведения в следующие типовые информационные системы:
— единый реестр видов контроля (ЕРВК) — подсистема Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) (ФРГУ), содержащая совокупность данных о контроле и надзоре в Российской Федерации. ЕРВК действует в России с 1 июля 2021 года;
— единый реестр контрольно-надзорных мероприятий (ЕРКНМ) — Федеральная государственная информационная система (Генеральная прокуратура РФ);
— Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности (ГИС ТОР КНД) — платформа для автоматизации процессов контрольно-надзорной деятельности, которая создается в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление», входящего в национальную программу «Цифровая экономика».
Муниципальный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты, при этом Отделом на постоянной основе проводится мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении муниципального контроля объекты контроля отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее – категории риска): средний риск, умеренный риск, низкий риск. Высокого и чрезвычайно высокого риска не имеется.
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления муниципального контроля установлены приложением к Положению о муниципальном земельном контроле.
Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Отделом ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска, при этом индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, проверяемых в рамках осуществления муниципального контроля установлен приложением к Положению о муниципальном земельном контроле.
ПЛАНЫ ПРОВЕРОК
В соответствии с введенным Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление № 336) мораторием плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом в сфере муниципального земельного контроля в границах городского поселения не проводились, в виду отсутствия исключительных оснований для их проведения.
МЕРОПРИЯТИЯ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
За период 2024 года проведено 25 выездных обследований земельных участков.
В результате проведенных мероприятий выявлено 17 нарушений.
Наибольшее число выявленных нарушений являются нарушениями, выразившимися в использовании земельных участков без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю (включая самовольное занятие земельных участков), а так же нецелевое использование земельного участка.
Проведенные мероприятия:
— подконтрольным субъектам объявлено 17 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований норм земельного законодательства;
— подконтрольным субъектам направлено 14 претензий о демонтаже строений, самовольно возведенных и занявших земельные участки;
— в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 90 Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подано 2 исковых заявления в суд об обязании подконтрольных субъектов освободить самовольно занятые, используемые земельные участки;
— в соответствии с пунктом 7 статьи 1, частью 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации по трем объектам земельных отношений приняты меры по расчету и взысканию денежных средств за фактическое использование части самовольно занятых земельных участков;
— в рамках информационного взаимодействия, в соответствии с пунктом 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, в Межрайонную ИФНС России № 7 по Ярославской области направлены три материала выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом с выявленными признаками нарушений обязательных требований, выраженных в нецелевом использовании земельного участка для принятия мер по исчислению земельного налога по повышенной налоговой ставке, с применением ставки в размере 1,5% вместо 0,3%;
— в рамках информирования юридических и физических лиц, являющихся собственниками гаражных объединений, были даны 20 рекомендаций и консультирований в рамках ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2023 г. №338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающих правила пользования гаражами и (или) земельными участками в границах территории гаражного назначения, на использования земельных участков по целевому назначению, содержанию их в надлежащем состоянии, в том числе по организации мероприятий оборудования мест накопления ТКО на территориях земельных участков, закрепленных за ГСК.
— по результатам выездного обследование выявлены признаки нарушений несоответствия использования правообладателем земельного участка виду разрешенного использования, сведения о котором содержатся в ЕГРН, а именно сроки освоения земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения огородничества». В виду отсутствия нормативно-правовых актов на момент проведения КНМ, регулирующих сроки освоения земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения огородничества», подконтрольному субъекту были даны рекомендации по освоению в рамках будущего законодательства, в котором Федеральным законом от 08.08.2024 N 307-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Земельный кодекс РФ дополнен новой статьей, устанавливающей, что под освоением земельного участка из состава земель населенных пунктов понимается выполнение правообладателем земельного участка одного или нескольких мероприятий по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Согласно тексту закона срок для такого освоения составляет три года, за исключением ряда предусмотренных случаев.
В рамках недопущения нарушения требования земельного законодательства физическими лицами приняты меры по устранению признаков нарушений обязательных требований, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, а именно проведены мероприятия по перераспределению и оформлению самовольно занятых земельных участков.
За период 2024 года, в рамках досудебного обжалования, в Отдел не поступили возражения на предостережение от контролируемого лица, содержащие доводы о неправомерности его вынесения.
За 2024 год в отношении контрольно-надзорного органа не было рассмотрений в судебных инстанциях о неправомерности осуществления КНМ без взаимодействия.
Наиболее частыми типичными нарушениями обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений являются:
— самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (статья 7.1 КоАП РФ);
— использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ).
Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
В части признаков нарушений обязательных требований, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законодательством прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. К таким характеристикам относятся границы земельного участка, координаты поворотных точек земельного участка, площадь и т.п. Владелец земельного участка обязан использовать его в границах своей территории и с учетом координат поворотных точек. Нарушение в виде самовольного занятия земельного участка может быть допущено в результате строительства или проведения иных работ (благоустройство территории, ограждение территории), также земельный участок может быть приобретен с уже имеющимися постройками, которые находятся за границами участка.
Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Отсутствие документов на земельный участок или части земельного участка, используемого участником земельных отношений, является подтверждающим фактом о наличии признаков использования такого земельного участка без прав, что также является правонарушением, предусмотренным ст. 7.1 КоАП РФ.
Ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает как за активные действия, направленные на занятие земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных законодательством прав.
Для исключения фактов, способствующих к наступлению признаков нарушений обязательных требований правообладателям земельных участков необходимо провести инвентаризацию документов, подтверждающих право владения или пользования земельным участком, на предмет регистрации его в установленном порядке и использования в границах, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.
(Выявить несоответствие в части использования земельного участка за пределами установленных границ, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, возможно путем изучения (анализа, верификации) находящихся на руках землеустроительных дел и межевых планов. Другим способом подтверждения соответствия фактических границ документально закрепленным, является вынос границ земельного участка путем проведения соответствующих кадастровых работ).
В части признаков нарушений обязательных требований, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.8 КоАП РФ
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Кроме того, необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Вместе с тем, изменение функционального назначения зданий, расположенных на земельном участке, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов влечет изменение функционального назначения земельного участка и, как следствие, вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от которого изменяется процентная ставка по уплате налоговых платежей, а также налоговая база, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, согласно налоговому законодательству и является налоговой базой для исчисления земельного налога.
Фактически нецелевое использование земель – это скрытые потери местного бюджета в виде не доначислений платежей за землю, поскольку ставки земельного налога и арендной платы зависят от вида разрешенного использования каждого отдельно взятого земельного участка.
Например, в рамках проведения КНМ без взаимодействия в 2024 году было установлено, что собственник земельного участка с целевым назначением: для индивидуального жилищного строительства осуществляет деятельность по оказанию услуг в объекте туристической индустрии по предоставлению мест для временного пребывания/питания и т.д. (гостиница) на объекте с назначением: жилой дом. В данном случае, речь идет как раз о нарушении данным субъектом земельного законодательства в виде использования не по целевому назначению земельного участка, так как земельное законодательство предписывает использовать в соответствии с видом разрешенного использования земельный участок целиком.
Указанный вид нарушения встречается и в частном жилом секторе, когда граждане на землях, предоставленных для ИЖС или ЛПХ, открывают магазины, СТО, шиномонтажные мастерские, автомойки, при этом, не изменяя целевого назначения земель, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
На 2025 год разработана программа профилактики в сфере муниципального земельного контроля в границах городского поселения Ростов.