1 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Принят
закон, направленный на усиление уголовно-правовых мер по
обеспечению биологической безопасности
Федеральным законом от 29.10.2024 № 361-ФЗ «О внесении изменений
в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации»,
вступившим в силу 09.11.2024, устанавливается уголовная ответственность
за контрабанду, то есть незаконное перемещение через таможенную границу
Евразийского экономического союза либо государственную границу
Российской Федерации с государствами – членами Евразийского
экономического союза, патогенных биологических агентов, то есть бактерий,
вирусов, токсинов, ядов и других микроорганизмов, представляющих
опасность для здоровья человека.
Максимальное наказание за указанное деяние составляет 7 лет лишения
свободы со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с
ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
В статью 248 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение
правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими
биологическими агентами или токсинами) внесены изменения, уточняющие
предмет преступления, устанавливающие повышенную ответственность за
нарушение правил безопасности при обращении с патогенными
биологическими агентами, повлекшие по неосторожности смерть двух и
более лиц.
2 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Усилена
административная ответственность за нарушение прав инвалидов в
области трудоустройства и занятости
Федеральным законом от 09.11.2024 № 382-ФЗ внесены изменения в ч.
1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях. С 20.11.2024 работодатель несет административную
ответственность за неисполнение обязанности по выполнению квоты для
приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения
работодателя от выполнения установленной квоты, а также за отказ в приеме
на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Ранее ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривалась ответственность за
неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению
рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с
установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ
работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Также ужесточено наказание за совершение указанного
правонарушения. Так, если ранее должностному лицу мог быть назначен
административный штраф в размере от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, то с
20.11.2024 размер административного штрафа на должностных лиц
варьируется от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей, индивидуальный
предприниматель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в
размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, юридическое лицо – от 50 тыс.
рублей до 100 тыс. рублей.
Изменения вступили в силу 20.11.2024.
3 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О плате за
регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа
С 01.09.2025 вступает в силу приказ Министерства транспорта
Российской Федерации от 31.10.2024 № 386 «Об утверждении Порядка
взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа,
рассчитанной на основе тарифов и сборов». Отменяется действующий приказ
Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155,
регулирующий этот вопрос.
В новом приказе сохранены все действующие права пассажиров при
взимании платы за перевозку. Вводится ряд принципиально важных
изменений.
В частности, закреплено право пассажиров, опоздавших на рейс,
воспользоваться обратным билетом. Размер платы, взимаемой с пассажира за
аннулирование перевозки или изменение условий перевозки, ограничивается
фактическими расходами перевозчика.
Приказом устанавливаются следующие порядки расчета:
— стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;
— денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения
действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным
отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки;
— денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения
действия договора воздушной перевозки пассажира, за исключением случая
вынужденного отказа пассажира от перевозки;
4 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Правительство утвердило параметры проведения эксперимента по
онлайн-продаже билетов на субсидированные авиаперевозки
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2024
№ 1776 «О проведении эксперимента по автоматизации процесса управления
льготными и субсидированными пассажирскими перевозками на воздушном
транспорте» с 01.01.2025 вводится в действие эксперимент, который
упростит покупку субсидированных авиабилетов для некоторых категорий
граждан.
Участниками эксперимента станут льготники – молодые люди в
возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи, которые
сейчас вынуждены обращаться в кассы, чтобы приобрести авиабилет по
специальному тарифу. Также речь идет о жителях регионов
Дальневосточного федерального округа и Калининградской области.
В рамках эксперимента будут апробированы механизмы и технологии
электронного подтверждения прав пассажира на билет по специальному
тарифу. Для этого планируется обеспечить взаимодействие информационной
системы «Портал субсидируемых перевозок» и автоматизированной
информационной системы управления льготными и субсидированными
перевозками с цифровыми платформами органов власти и Фонда
пенсионного и социального страхования. В результате планируется создать
специальный цифровой сервис, обеспечивающий проверку права пассажиров
на льготные билеты в режиме реального времени.
Успешное проведение эксперимента позволит упростить процедуру
покупки билетов для льготников, в том числе для людей с ограниченными
возможностями здоровья, и снизит время на проверку отчетности
авиаперевозчиков, которая необходима для выделения им субсидий.
5 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта
2025 года вводится запрет на продажу несовершеннолетним
потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения
Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ внесены изменения в
отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законом введен запрет на продажу несовершеннолетним потенциально
опасных газосодержащих товаров бытового назначения, к которым
законодатель относит товары для личных и бытовых нужд, содержащие
сжиженные углеводородные газы, представляющие опасность для жизни и
(или) здоровья при использовании путем вдыхания указанных газов и (или)
их паров.
При возникновении сомнений в возрасте покупателя продавец обязан
потребовать документ, удостоверяющий личность, а при дистанционной
торговле надо удостовериться в совершеннолетии покупателя иным
способом. При отсутствии подтверждения продавец обязан отказать
покупателю в продаже.
На органы власти будет возложена обязанность по защите ребенка от
информации, пропагандирующей либо демонстрирующей потребление путем
вдыхания сжиженных углеводородных газов, содержащихся в потенциально
опасных газосодержащих товарах бытового назначения, и (или) их паров.
Информация, способная вызвать у детей желание употребить сжиженные
углеводородные газы и (или) их пары, признается запрещенной к
распространению среди детей. Профилактика и запрет потребления отнесены
к числу мероприятий по охране здоровья обучающихся.
Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
6 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Конституционный Суд Российской Федерации обязал законодателя
устранить неопределенность в вопросе территориальной подсудности
для обжалования постановлений об административных
правонарушениях, не вступивших в законную силу
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от
12.11.2024 № 51-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1
статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом
Подольского городского суда Московской области» (далее – постановление)
не соответствующим Конституции РФ и ее статьям признан пункт 3 части 1
статьи 30.1 КоАП РФ в той мере, в какой он в системе действующего
правового регулирования не позволяет однозначно разрешить вопрос об
определении территориальной подсудности рассмотрения жалобы на
вынесенное должностным лицом и не вступившее в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении.
Впредь до внесения в законодательство изменений, вытекающих из
постановления, при применении пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ
жалоба на не вступившее в законную силу постановление должностного лица
по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению
судом по месту нахождения органа (должностного лица), вынесшего
указанное постановление, за исключением жалобы на не вступившее в
законную силу постановление должностного лица по делу об
административном правонарушении, вынесенное в случаях,
предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ (назначение
административного наказания без составления протокола), которая подлежит
рассмотрению судом по месту совершения административного правонарушения.
В то же время КоАП РФ признан не противоречащим Конституции
Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому
смыслу в системе действующего правового регулирования он предполагает,
что направление судом общей юрисдикции поступившей жалобы на не
вступившее в законную силу постановление по делу об административном
правонарушении на рассмотрение в другой суд того же уровня в
соответствии с правилами территориальной подсудности является
обязательным для последнего, требуя от него совершения действий и
принятия решений, предусмотренных законом для рассмотрения жалобы,
даже если он придет к выводу о неподсудности ему этой жалобы.
Постановление вступило в силу 13.11.2024.
7 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Минтранс
уточнил порядок размещения пассажиров с детьми в самолете
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
25.12.2024 № 462 внесены изменения в Федеральные авиационные правила
«Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и
требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,
грузополучателей», утвержденные приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 28.06.2007 № 82
Скорректированы правила воздушных перевозок пассажиров, багажа,
грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,
грузополучателей.
В частности, перевозчик обязан предоставить ребенку в возрасте до 12
лет и сопровождающему его пассажиру соседние места на борту самолета в
одном ряду, не разделенные проходом, в соответствии с классом
обслуживания без доплаты.
Перевозка одного ребенка в возрасте до 2 лет с одним
сопровождающим без предоставления ребенку отдельного места
осуществляется бесплатно при внутренних рейсах и со скидкой не менее 90
% от тарифа при международных.
Другие следующие с одним сопровождающим дети в возрасте до 2 лет
перевозятся с предоставлением им отдельных мест. Также авиакомпании
должны предоставлять скидку в 50 % на внутренних рейсах для детей до 12
лет, являющихся гражданами Российской Федерации. Исключением будут
субсидированные государством льготные тарифы, тарифы первого класса и
бизнес-класса.
Перевозчик сам определяет размер скидки, в том числе при покупке
отдельного места ребенку в возрасте до 2 лет и детям от 2 до 12 лет на
международных рейсах, а также при перевозке детей до 2 лет без
гражданства Российской Федерации на внутренних рейсах с
предоставлением им отдельного места.
8 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта
2025 года расширяется перечень объектов транспортной
инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам
транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
09.10.2024№356 внесены изменения приказ Министерства транспорта
Российской Федерации от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов
транспортной инфраструктуры, неподлежащих категорированию по видам
транспорта».
Так, вносятся изменения в раздел 1 «Морской транспорт» и раздел 2
«Речной транспорт» Приложения к приказу Министерства транспорта
Российской Федерации от 28.08.2020 № 331
В перечень объектов, не подлежащих категорированию с 1 марта 2025
года, будут относиться здания, помещения и сооружения, в том числе
плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов,
предназначенные для обслуживания пассажиров и судов морского
транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в пределах одного
субъекта Российской Федерации, внутреннего водного транспорта,
осуществляющих пассажирские перевозки по местным, пригородным и
внутригородским маршрутам.
9 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Министерством внутренних дел России утвержден порядок выдачи
заключения о возможности допуска или заключения о невозможности
допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с
обеспечением транспортной безопасности
Приказом МВД России от 10.06.2024 № 323 утвержден порядок
выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о
возможности допуска или заключения о невозможности допуска лиц к
выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением
транспортной безопасности.
Выдача заключения осуществляется линейными управлениями МВД
России на транспорте в отношении персонала специализированных
организаций в области обеспечения транспортной безопасности, а также
аттестуемых лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с
обеспечением транспортной безопасности на объектах железнодорожного,
водного, воздушного и автомобильного транспорта, находящихся в
обслуживании органов внутренних дел на транспорте, или выполняющих
такую работу.
Основанием для принятия комиссией решения о подготовке проекта
заключения является наличие информации о причастности аттестуемого лица
к организованной преступной группе, о намерении аттестуемого лица
использовать в противоправных целях возложенные на него полномочия при
осуществлении работы, непосредственно связанной с обеспечением
транспортной безопасности, о намерении аттестуемого лица получить доступ
к оружию. Выдаче заключения предшествует протокол заседания
соответствующей комиссии.
Выдача заключения о возможности либо невозможности допуска лиц к
выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением
транспортной безопасности, осуществляется в срок не более 30 дней со дня
регистрации запроса заявителя в территориальном органе МВД России.
Приказ действует с 03.08.2024. Дата окончания действия документа
01.09.2029.
10 Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С
01.09.2025 перевозка разными видами транспорта будет оформляться по
единому транспортному документу
С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон от
08.08.2024 № 288-ФЗ «О прямых смешанных перевозках и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
который устанавливает правовые основы организации и осуществления
перевозок грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными
видами транспорта по единому транспортному документу.
Законом определяются перевозки грузов, пассажиров, ручной клади,
багажа, реализуемые несколькими видами транспорта в пределах Российской
Федерации по единому транспортному документу, оформленному на весь
маршрут следования. Участниками перевозочного процесса при этом могут
быть перевозчики, экспедиторы, владельцы инфраструктур
железнодорожного, автомобильного, морского, речного транспорта,
операторы портов и железнодорожных станций.
В настоящее время для осуществление таких перевозок требуется
оформление билета или накладной на груз на каждом сегменте в
соответствии с правилами по каждому виду транспорта.
Данным законом предусмотрено подписание соглашения об
организации перевозки между всеми участниками перевозки, в котором
указываются все типы транспортных средств, маршрут перевозки, порядок
передачи груза и сроки доставки.
Подтверждает заключение договора единый транспортный документ,
который подписан в бумажном или электронном виде. Перевозчик обязан
информировать всех участников перевозки об условиях соглашения, в том
числе посредством публикации в интернете. Грузоотправитель обязан в
сроки передать перевозчику всю необходимую информацию для организации
перевозки.